История вычислительной техники в лицах


История вычислительной техники в лицах - стр. 145


около 0,01%, а все остальное - 99,9% - это ее реализация. Объясню это
на примере. Мы с самого начала стали развивать направление, называемое
искусственным интеллектом, связанное с построением разумных машин и
соответствующих программ. На эту тему я написал книгу "Теория
самоусовершенствующихся систем", и во "Введении в кибернетику" ряд
разделов был посвящен специально этому вопросу.
 
Когда мой аспирант Стогний защитил в 1959 году кандидатскую
диссертацию, я поручил ему работу по искусственному интеллекту, в
частности, обучению машины русскому или украинскому, в общем,
естественному человеческому языку, чтобы она понимала смысл
предложения. И мы довольно быстро добились потрясающих вроде бы
успехов. Могли "разговаривать" с машиной "Киев", как с маленьким
ребенком. Она училась говорить, понимала, задавала вопросы, делала те
же ошибки, которые делает ребенок, и т.д. Над такого рода вещами (это
была оригинальная работа) работали в разных лабораториях мира. Одни
переводили с русского языка на английский и наоборот, другие еще
что-то делали. И оказалось, что уже первые попытки давали
обнадеживающие результаты: идея уже есть, остается только ее
реализовать, а исходя из старого опыта, который был накоплен в других
науках, считали, что идея - это уже 40% дела. Если на разработку идеи
потребовалось два года, значит, на ее реализацию потребуется в полтора
раза больше и через пять лет мы сделаем программы, которые будут
переводить лучше любого переводчика с английского на русский, или
сделаем такую машину, которая будет по пониманию языка и смысла
хорошим собеседником на уровне человека и т.д. Но оказалось, что это
далеко не так.
 
К сожалению, такая недооценка сложности кибернетических задач типична
для периода становления любой науки. Такие заблуждения случаются даже
у серьезных ученых, которые пытались свой опыт, полученный в старых
науках, экстраполировать применительно к новым задачам. Я как-то



Начало  Назад  Вперед