Возможности вычислительных машин и человеческий разум


Глава 10. Против экспансионизма инструментального мышления - стр. 13


Главная из них заключается в обучении друг друга наилучшим доступным нам образом. Основной же и наиболее эффективной формой обучения, которую мы можем использовать, является пример нашего собственного поведения, даваемый тем, кого оно затрагивает. Учителя и писатели несут особенно тяжелую ответственность именно потому, что они занимают положение, благодаря которому их пример доступен значительно более широкому кругу людей, чем их непосредственное окружение.

[Прим. перев.: В предисловии к переводу книги на русский язык уже отмечалась характерность рекомендаций Дж. Вейценбаума для позиций зарубежной левой либеральной интеллигенции. Прекрасно, с нашей точки зрения, прокомментировал тезис "трансформации человеческого существа и составят ту Человеческую революцию, благодаря которой наконец обретут цель и смысл, достигнут своей кульминации и остальные революционные процессы" Д. М. Гвишиани. Он пишет по этому поводу: "Важны ли изменения в человеческом сознании для решения глобальных проблем? Безусловно! Являются ли они... той главной движущей силой, которая способна избавить человечество от кричащих противоречий глобального развития? Ответ на этот вопрос требует гораздо более глубокого, научно обоснованного суждения, чем ... аргументация, отрывающая в своей сущности общественное сознание, сознание индивида от первичных по отношению к сознанию факторов социального развития. Глобальные проблемы, как это неоднократно отмечали исследователи-марксисты, объективно свидетельствуют о необходимости глубоких социальных преобразований в общественных отношениях. И только на этой основе, как следует из практики социалистического строительства, осуществляется дальнейшее совершенствование индивида, ибо планомерное социальное действие регулирует наряду с другими процессами и развитие самой личности". (А. Печчеи. Человеческие качества: Пер. с англ. О. В. Захаровой/ Общ. ред. и послесловие академика Д. М. Гвишиани. - М.: Прогресс, 1980, с. 292-293)]

Такой подход предполагает, что я сам должен продемонстрировать несколько своих собственных решений относительно того, что могу и чего не могу делать в информатике.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин