Возможности вычислительных машин и человеческий разум


Глава 10. Против экспансионизма инструментального мышления - стр. 12


Разрешение описанной дилеммы состоит в отказе от правил игры, ее породивших. Это справедливо и для множества других дилемм. Для этой дилеммы имеется следующее правило: спасение мира (это именно то, о чем я толкую) зависит от обращения остальных к правильным идеям. Это ложное правило. Спасение мира зависит только от отдельного человека, для которого это его мир. Во всяком случае, каждый человек должен вести себя так, как будто будущее мира, всего рода людского всецело зависит от него. Все меньшее представляет собой уклонение от ответственности и само превращается в дегуманизирующую силу, поскольку это меньшее побуждает личность относиться к себе просто как к актеру, участвующему в драме, которая написана неизвестно кем, как к чему-то, не достигшему уровня целостной личности. А все это - истоки покорности и бесцельности.

Это не довод в пользу солипсизма [Прим. перев.: Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим только в его сознании. Термин "солипсизм" употребляется также в этическом смысле для обеспечеиия крайнего эгоизма и эгоцентризма. Последовательный солипсизм лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку], но и не призыв к тому, чтобы каждый человек жил исключительно для себя. Но он предполагает, что всякий человек должен в первую очередь жить для себя. Дело в том, что, только подвергнув испытанию свои собственные внутренние ценности, абсолютно не зависящие от "использования" его в качестве некоторого инструмента, он может установить те трансцендентные для него цели, которые в конечном итоге сообщают ему его подлинность и единственно служат окончательным подтверждением подлинности человеческого знания.

Однако то обстоятельство, что каждый человек несет ответственность за весь мир и выполнение им этой обязанности предусматривает в первую очередь ответственность каждого человека перед самим собой, отнюдь не противоречит тому, что у каждого из нас есть обязанности по отношению друг к другу.


Начало  Назад  Вперед