Организация ЭВМ и систем. Однопроцессорные ЭВМ. Часть 2


МП-УСТРОЙСТВО НА ОСНОВЕ МП КРМА


Упрощенная структурная схема вычислительного устройства на базе МП I8080 (КР580ВМ80А) представлена на рис. 7.9. Это простейшая микроЭВМ минимальной конфигурации, структура которой является частным случаем обобщенной (см. рис. 7.1).

Представленная схема включает все основные функциональные блоки, за исключением источника питания. ПЗУ может быть использовано для хранения программы, а ОП для хранения данных, поступающих от ПУ (через ППУ), а также результатов работы программы. Предполагается, что ОП и ПЗУ охвачены единым полем адресов.

К шинам адреса и данных системной магистрали, даже в простейшей микроЭВМ, подключено достаточно много устройств: ОП, ПЗУ, несколько ППУ. Однако нагрузочная способность выходов МП КР580, в силу технологических особенностей, весьма мала. К любому выходу МП допускается подключать не более одного входа микросхемы ТТЛ, поэтому в шины адреса и данных включаются специальные буферы, причем ШД требует двунаправленного буфера. Для построения таких буферов предусмотрены микросхемы шинных формирователей КР580ВА86 и КР580ВА87.

Общие принципы функционирования МП устройства следующие. Из МП на ША (16 разрядов) выдается адрес очередной команды. В этот момент МП еще «не знает», сколько байт занимает данная команда. Первый байт команды, выбранный из памяти (в частном случае из ПЗУ), пересылается по внутренней ШД в РгК. Выход РгК связан с дешифратором команд, который определяет тип выполняемой операции. При этом к содержимому СчК добавляется 1, т.е. формируется адрес следующего байта, а УУ вырабатывает ряд сигналов, позволяющих выполнить те или иные микрооперации. После этого возможны два варианта дальнейших действий:

  • Если команда однобайтовая, то она выполняется, а содержимое счетчика адреса (РС) = (РС) + 1 является адресом следующей команды.
  • Если команда содержит более одного байта (2 или 3) и для ее выполнения требуется вызов дополнительных байтов, то содержимое счетчика адреса команд (РС) = (РС) + 1 является адресом следующего байта той же команды.



  • Начало  Назад  Вперед