в 1979 г. Затем, при
Интерфейс NuBus (табл. 14.1) был разработан MIT1) совместно с Western Digital в 1979 г. Затем, при участии Texas Instruments, архитектура NuBus была стандартизована IEEE2) (стандарт IEEE 1196-1987) и применялась фирмой Apple в компьютерах Macintosh. В NuBus также используется мультиплексирование адреса и данных. Предусмотрена автоматическая конфигурация. Возможно использование нескольких задатчиков магистрали с децентрализованным арбитражем. Имеется режим блочной передачи данных. К недостаткам NuBus можно отнести слабые возможности режима ПДП, сложный метод обработки прерываний (предусмотрен всего один сигнал запроса прерывания и программный опрос потенциальных источников прерываний).
Альтернативная шинная архитектура Multibus была разработана фирмой Intel. Шина также обеспечивает системную архитектуру с одним или несколькими ведущими узлами и с квитированием установления связи между устройствами, работающими с разной скоростью. Благодаря разделению шины адреса и шины данных, возможны реализации этой архитектуры для процессоров разной разрядности. Существовали 8-разрядный и 16-разрядный варианты архитектуры Multibus для IBM PC. Шина адреса - 20 бит. Multibus подразумевает достаточно простую аппаратную реализацию, однако число устройств, одновременно использующих ресурсы шины, ограничено 16 абонентами. Следует отметить, что скорость обмена на шине Multibus была ниже, чем на шине Unibus.
Год выпуска | 1979 | 1984 | 1989 | 1987 | 1987 | 1992 |
Разрядность данных | 32 | 8/16 | 32 | 32/64 | 32 | 32/64 |
Разрядность адреса | 32 | 20/24 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Тактовая частота, МГц | 10 | 4/8 | 8 | 10 | <33 (Fцп) | 33, 66 |
Макс. скорость, Мбайт/с | 37 | 8-16 | 33 | 20/40 | 130 | 132/264, 520 |
Макс. кол-во устройств | 6 | 15 | 16 | 2-3 | 10 | |
Кол-во сигналов | 96 | 62/98 | 188 | 178 | 112 | 124/188 |